1958 — Париж
Первые «упаковки»
Кристо собирал множество пустых банок из-под краски: он раскрашивал их, затем оборачивал кусками ткани. Эти объекты становились подлинными скульптурами — но, будучи разочарован их масштабом, он уступил место более внушительным работам: Бочки, позволявшие строить бесчисленные комбинации.
В Кёльне, в 1961 году, Кристо и Жанна-Клод (с которой он познакомился незадолго до этого) — параллельно выставке у Haro Lauhus — создали на доках массивные штабеля бочек: свою первую скульптуру в форме мастабы (1).
Вернувшись в Париж, они задумали перекрыть улицу Висконти, одну из самых узких в столице: работа получила название «Железный занавес». Она была осуществлена вечером вернисажа выставки Кристо у Пьера Рестани, 27 июня 1962 года, и просуществовала лишь время, необходимое для нескольких ночных фотографий, — после чего была демонтирована, а бочки вернулись в мастерскую в Жантильи (2).
Эта беспрецедентная акция вывела Кристо и Жанну-Клод на передний план европейской авангардной сцены. Их эфемерные инсталляции станут художественной подписью пары на десятилетия. В 1964 году Кристо и Жанна-Клод переезжают в Нью-Йорк (3).
Тогда Кристо отходит от эстетики старого и «поношенного», обращаясь к новым материалам: к совершенно новым нефтяным бочкам с ослепительно яркими цветами, заменяющим патину парижских лет.
С начала 1960-х годов создаются всё более монументальные проекты мастаб — сначала в порту Кёльна (1961), затем в Институте современного искусства Филадельфии (1968) (4). Другие, напротив, так и не будут реализованы, не умаляя при этом энтузиазма пары: Центральный парк в Нью-Йорке (1967), Галерея современного искусства в Риме (1967‑1968), Фонд Мегт в Сен-Поль-де-Вансе (1967‑1968), Хьюстон, Техас (1969‑1973) или Оттерло в Нидерландах (1973).
В 1977 году два художника задумали для Объединённых Арабских Эмиратов самый крупный из тогда мыслимых скульптурных проектов: монументальную мастабу, превосходящую по масштабу пирамиду Хеопса и базилику Святого Петра в Риме (5).
По словам Кристо: «Проект призван интриговать общество… мы расходуем нашу энергию на достижение совершенно иррациональной цели — в этом и состоит сущность нашей работы» (6). Он добавляет: «Мне кажется, наша работа объединяет элементы разных художественных дисциплин. Это не рисунок, не живопись, не скульптура и не архитектура — а всё это вместе» (7).
Между 1979 и 1983 годами художники посвятили этой мастабе огромное количество времени. Когда проект утратил видимость, Кристо придал ему новый импульс в 2018 году, одновременно с тем, как галерея Serpentine в Лондоне отметила 60 лет «бочковой» практики выставкой «Christo and Jeanne-Claude: Barrels and The Mastaba, 1958‑2018» (8).
Лондонская мастаба, установленная в самом сердце Гайд-парка, должна была плавать на Серпентине лишь одно лето: с 18 июня по 23 сентября 2018 года (9). Проект, разработанный в 2016‑2018 годах, вдохновлялся, в частности, замыслом для озера Мичиган (1968). Занимая 1 % поверхности Серпентины и поднимаясь более чем на 20 метров, он включал 7 506 бочек красного, синего и лилового цветов — то есть в 55 раз меньше, чем в проекте для Абу-Даби.
Мастаба в Абу-Даби поднимется на 150 метров, на прямоугольном основании 300 метров в длину и 225 метров в глубину — то есть 67 500 м² — и будет включать 410 000 разноцветных нефтяных бочек, формируя мозаику ярких и мерцающих цветов в перекличке с исламской архитектурой (10). Проект предназначен для того, чтобы надолго обозначить пустынный ландшафт Ливы, где были сняты некоторые из самых впечатляющих сцен Star Wars, эпизод VII: Пробуждение силы (2015).
С 2007 года Кристо и Жанна-Клод возобновили исследования. Чтобы осуществить проект своей жизни, они привлекли четыре независимые инженерные команды для разработки несущей структуры. Победило решение команды Университета Хосэй (Япония): стальная конструкция на пилонах, объём которой эквивалентен четырём объёмам Эйфелевой башни, будет весить более 50 000 тонн (11). С 2012 года компания PricewaterhouseCoopers анализирует социальные и экономические эффекты этого гигантского мастабы, который мог бы стать единственным проектом пары, закреплённым in situ (12).
«[Кристо] думает о мастабе и в её первоначальном смысле. Mastaba — очень древнее слово, древнее слова “пирамида”, слово, существовавшее давным-давно и восходящее, 6 000 или 7 000 лет назад, к древнейшему городу Месопотамии. Это была своего рода массивная скамья с двумя наклонными сторонами и двумя вертикальными. Позднее египтяне заимствовали это слово для обозначения погребальных памятников». (13) Значение, которое нас интересует, — именно первоначальное.
По словам Кристо: «(Первоначальная) мастаба очень красива; это монумент, толчок сил. Когда вы стоите сбоку и смотрите на диагональные стены, кажется, что вся структура вот-вот взорвётся. Это совершенно иное восприятие, чем то, которое вызывают пирамиды…» (14) Мастаба Абу-Даби — это… «скульптура-архитектура» (15). Выбранное место необычайно: в западном регионе (Al Gharbia), примерно в 160 км от Абу-Даби, рядом с оазисом Лива. Ландшафт состоит из плато и долины, что позволяет наблюдать структуру с разных уровней. Проект включает не только саму мастабу, но и охраняемую зону площадью 20 км2 вокруг неё, чтобы защитить место от некачественной застройки.
Сноски
- Первая скульптура в форме мастабы, созданная в Кёльне в 1961 году, в контексте выставки у Haro Lauhus. ↩
- «Железный занавес»: акция на улице Висконти, осуществлённая в вечер вернисажа выставки Кристо у Пьера Рестани 27 июня 1962 года, затем демонтированная после ночной фотосъёмки. ↩
- Переезд в Нью-Йорк: 1964. ↩
- Указанные вехи: порт Кёльна (1961) и Institute of Contemporary Art, Филадельфия (1968), в хронологии проектов мастаб. ↩
- Монументальный проект мастабы для ОАЭ (замысел 1977 года), представленный как крупнейший скульптурный проект своего времени. ↩
- Фрагмент: интервью с Кристо, каталог выставки Fondation Maeght, 2016, p. 48 ff. ↩
- Там же. ↩
- Выставка «Christo and Jeanne-Claude: Barrels and The Mastaba, 1958‑2018», Serpentine Gallery, Лондон — упомянута как контекст возвращения видимости проекта в 2018 году. ↩
- Guillaume Fournier, «Christo installe un Mastaba flottant en plein milieu d’Hyde Park», Le Monde, 20 juin 2018. ↩
- Roxana Azimi, «Le Mastaba de Christo, un rêve pharaonique dans le désert des Emirats arabes unis», Le Monde, 03 septembre 2021. ↩
- Данные о конструкции (команда Университета Хосэй, стальные пилоны, объёмное сравнение, масса) приведены в предоставленном тексте. ↩
- PricewaterhouseCoopers: анализ социальных и экономических эффектов с 2012 года, как указано в предоставленном тексте. ↩
- Фрагмент: интервью с Кристо, каталог выставки Fondation Maeght, 2016, p. 48 ff. ↩
- Там же. ↩
- Там же. ↩
Библиография
- «Christo and Jeanne-Claude, The Mastaba — Project for United Arab Emirates. A Work in Progress», каталог выставки, Galerie Guy Pieters, 21 июля‑15 сентября 2007.
- «Christo and Jeanne-Claude, The Mastaba — Project for Abu Dhabi UAE», Cologne, Taschen, 2012.
- «Christo and Jeanne-Claude: Barils — Barrels», каталог выставки, Fondation Maeght, 4 июня‑27 ноября 2016.
- Guillaume Fournier, «Christo installe un Mastaba flottant en plein milieu d’Hyde Park», Le Monde, 20 июня 2018.
- Roxana Azimi, «Le Mastaba de Christo, un rêve pharaonique dans le désert des Emirats arabes unis», Le Monde, 03 сентября 2021.